Электронная библиотека LitPortal

" В  приказах  гражданского  ведомства  было,   между  прочим,   сказано: "Увольняется  штатный  смотритель  эн-ского  уездного  училища,   коллежский асессор Годнев с  мундиром и пенсионом,  службе присвоенными";  потом далее: "Определяется смотрителем эн-ского училища кандидат Калинович"."



" - А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за  поповские подрясники? И эдак все ходят в академии? - Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу."



В девятнадцатом веке И.С.Тургенев показал, что не только "быстрых разумом Невтонов" может рождать российская земля, но и своих Гамлетов, Фаустов и королей Лиров. Эти вечные образы, архетипы и сверхтипы, попав на русскую почву, претерпели некоторые изменения, став, может быть, еще ближе, роднее и понятнее нам."Вечные образы переносились на русскую почву, изменяли имена, становились инструментом объективного исследования русской жизни и способом лирического самовыражения, сохраняя тем не менее глубинную, архетипическую связь с породившей их почвой и культурной традицией" (И.Сухих).



"Из N., уездного города Z-ой губернии, ранним июльским утром выехала и с громом покатила по почтовому тракту безрессорная, ошарпанная бричка, одна из тех допотопных  бричек, на  которых ездят  теперь на Руси  только купеческие приказчики, гуртовщики и небогатые священники."



Вошедшая в сборник повесть "Крейцерова соната" одно из поздних произведений Льва Николаевича. Оно посвящено сюжету, особенно занимавшему Толстого в поздние годы. Сюжет этот относится к взаимоотношению чувственности и жизни, чувственности и знания, чувственности и искусства. Имя чувственности в "Крейцеровой сонате" вполне определенное: сексуальность. А если быть более точным - разврат. Собственно, слово "разврат" становится одним из ключевых для этой повести. И слово это начинает действовать как критическое понятие, отталкиваясь от сексуального поведения человека и захватывая самые разнообразные пласты общественного существования. Разврат становится своеобразной схемой понимания человеческих отношений в забвении заповедей. То, что удается описать как разврат на примере сексуального поведения, сразу же обнаруживает себя и в деятельности социальных институтов, в частности, институт брака, и в работе ученых, и в художественном творчестве. Но дело вовсе не в захватившей все и вся сексуальности, а в том, почему сексуальность стала развратной. А стала она развратной именно потому, что в ее основание положено чувственное удовольствие. Подобно тому, как наука оказывается развращенной эмпирическим опытом, дальше которого не видит, а искусство - художественным переживанием...



" Марья Александровна Москалева, конечно, первая дама в Мордасове, и  в этом не может быть никакого сомнения. Она держит себя так, как будто  ни в ком не нуждается, а, напротив, все в ней нуждаются."



"Есть в России заслуженный профессор Николай Степанович такой-то, тайный советник и кавалер;  у него  так  много  русских и иностранных орденов,  что когда ему приходится  надевать  их,  то студенты  величают  его иконостасом."


"Статья г-на Э. Кросби об отношении Шекспира к  рабочему  пароду  навела меня на мысль высказать и мое, давно установившееся, мнение о  произведениях Шекспира, совершенно противоположное тому, которое  установилось  о  нем  во всем европейском мире."


"В доме Прозоровых. Гостиная с колоннами, за которыми виден большой зал. Полдень; на дворе солнечно, весело. В зале накрывают стол для завтрака.Ольга в синем форменном учительницы женской гимназии, все время поправляет ученические тетрадки, стоя и на ходу; Маша в черном платье, со шляркой на коленяк сидит и читает книжку, Ирина в белом платье стоит задумавшись. Ольга. Отец умер ровно год назад, как раз в этот день, пятого мая, в твои именины, Ирина. Было очень холодно, тогда шел снег. Мне казалось, я не переживу, ты лежала в обмороке, как мертвая. Но вот прошел год, и мы вспоминаем об этом легко, ты уже в белом платье, лицо твое сияет. (Часы бьют двенадцать.) И тогда также били часы."



"Встречи  читателя с  Алексеем Константиновичем Толстым  (1817-1875)  не столь часты и многообразны,  как с другими русскими классиками.  Его имя как бы  невольно заслонено гениальным собратом по  перу  Л.Н.Толстым,  и  всегда требуется специальное пояснение:  о каком Толстом идет речь,  кто этот -  по возрасту первый и по рангу "второй" - Толстой?"



назад <<< 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 26 >>> вперед

Реклама











Главная Регистрация на сайте Копирайты Обратная связь F.A.Q.