Электронная библиотека LitPortal
|
" Сторонний наблюдатель из какого-нибудь заросшего липами захолустного переулка, попадая в Петербург, испытывал в минуты внимания сложное чувство умственного возбуждения и душевной придавленности."
|
|
Из книги : Рече царь: "Несть ли сей Вавилон великий, его же аз соградих в дом царства, в державе крепости моея, в честь славы моея!" Еще слову сущу во устех царя, глас с небесе бысть: "Тебе глаголется, Навуходоносоре царю: царство твое прейде от тебе, и от человек отженут тя, и со зверьми дивними житие твое!"
|
|
Корифей русской литературы, Александр Николаевич Островский являлся, по выражению Л. Толстого, "общенародным в самом широком смысле писателем". Островский и по сей день является самым популярным русским драматургом. Его экранизируют, по его пьесам ставят спектакли. Кажется, только появившись на свет, его пьесы обречены были стать русской классикой: настолько ярки и одновременно обобщены характеры его героев. Можно рассматривать эту драму в хрестоматийном ключе: как конфликт "темного царства" с "лучом света". А можно - просто как историю отчаявшейся души, как историю любви сильной женщины в мире несостоятельных мужчин. Сразу после первой постановки на сцене пьеса вызвала множество противоречивых откликов в критике. Спектр суждений и оценок простирается от непонимания и отрицания до признания пьесы одним из шедевров русской драматургии, В образе главной героини видели проявление то бунтарского начала, то истинно христианского мироощущения.
|
|
"Незадолго до появления на сцене "Грозы" мы разбирали очень подробно все произведения Островского. Желая представить характеристику таланта автора, мы обратили тогда внимание на явления русской жизни, воспроизводимые в его пьесах, старались уловить их общий характер и допытаться, таков ли смысл этих явлений в действительности, каким он представляется нам в произведениях нашего драматурга. "
|
|
"Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, откудова слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают. Лизанька середи комнаты спит, свесившись с кресел. (Утро, чуть день брежжится)"
|
|
Роман-хроника "Господа Головлевы" в ряду произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина занимает одно из первых мест. Автор на примере одной семьи показывает моральный и физический распад дворянства, чертами которого становятся бездуховность, скопидомство, "праздность и непригодность к какому бы то ни было делу". В произведении нашли отражение философские взгляды писателя на жизнь помещиков накануне и после отмены крепостного права в 1861 году, раздумья о проблемах нравственности, взаимодействия человека и общества.
|
|
" Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая! А какие смушки! Фу ты, пропасть, какие смушки! сизые с морозом! Я ставлю бог знает что, если у кого-либо найдутся такие! Взгляните, ради бога, на них, - особенно если он станет с кем-нибудь говорить, - взгляните сбоку: что это за объядение! Описать нельзя: бархат! серебро! огонь! Господи боже мой! Николай Чудотворец, угодник божий! отчего же у меня нет такой бекеши! Он сшил ее тогда еще, когда Агафия Федосеевна не ездила в Киев. Вы знаете Агафию Федосеевну? та самая, что откусила ухо у заседателя."
|
|
Автобиографическое сочинение "Былое и думы" Александра Герцена, писателя, философа, публициста, отца русского либерализма, основателя Вольной русской типографии в Лондоне, издателя "Колокола" и просто одного из умнейших людей России, - признанный шедевр мемуарной литературы.
|
|
Роман "Герой нашего времени" - одна из вершин русской прозы первой половины XIX в. Воспринятый современниками М.Ю.Лермонтова как "странный", роман побуждает все новые и новые поколения читателей искать решения его загадкам.
|
|
Свою повесть "Фома Гордеев" Горький недаром посвятил А.П.Чехову. В центре панорамы русской провинции конца XIX века, по словам автора, "энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места, их сваливают с ног мелочи, как Геркулеса, побеждавшего гидр, свалила бы с ног туча комаров". Как и предприниматели эпохи "Вишневого сада", Фома Гордеев относится к новым русским. Но Гордеева, в отличие от собратьев купцов, бескомпромиссные поиски смысла жизни толкают к выходу за пределы "бизнес-программы" на широкий гибельный простор.
|
|